---

Ретро

---

Сегодня - 4 августа - 342 года шампанскому

История шампанского
Произошло это в бенедиктинском монастыре Овилье. Легенда гласит, что 4 августа 1693 года монах и винодел Дом Пьер Периньон продемонстрировал настоятелю монастыря свое творение: белое вино с тонким ароматом, пропитанное мельчайшими щекочущими нёбо пузырьками газа.

 (323x480, 77Kb)

О существовании шипучего вина Дом Периньон узнал еще в юности. Этот напиток делали братья аббатства Сент-Илер. Рецепт они не скрывали - надо было просто смешать молодое белое вино с сахаром, закупорить его в бутылки и оставить бродить на зиму. Процесс был совершенно неуправляем: половина бутылок попросту взрывалась, в других вино оказыва лось невыносимо кислым с заметным дрожжевым привкусом, но в тех немногих бутылках, где брожение прошло нормально, содержался поистине божественный напиток. Сент-илерские монахи быстро разочаровались в таком ненадежном ремесле и перестали делать «ши пучку». Зато Дом Периньон, плененный вкусом этого вина, решил во что бы то ни стало довести его рецепт до совершенства. На это у него ушло почти полвека.


История шампанского - это история совершенствования «дьявольского» вина.

Изобретенное Периньоном вино стало главной достопримечательностью провинции Шампань, в которой и находилось аббатство Овилье. Как принято во Франции, вино стали называть по имени провинции - шампанским. Поначалу, разумеется, Дом Периньон держал свой рецепт в тайне. Процесс изготовления шампанского включал в себя множество маленьких хитростей, каждая из которых была чрезвычайно важна. Так, Дом Периньон разливал шампанское в толстостенные бутылки из «английского стекла», как во Франции называли изобретенное
британским адмиралом Робертом Мэнселлом особо прочное стекло с добавлением железа и марганца. Дом Периньон первым придумал обвязывать пробки веревкой, пропитанной для прочности маслом. Важно было и то, что для создания шампанского использовалась смесь винограда разных сортов, из-за чего букет вина получался более богатым. Но состав смеси каждый год менялся в зависимости от качества урожая - для шампанского был нужен только самый лучший виноград. Секреты Пьера Перинъона были раскрыты только через несколько лет после его смерти, когда была опубликована книга о производстве шампанского, написанная аббатом Жаном Годино, каноником Реймского собора. Взяться за этот труд его заставила небывалая популярность шампанского и невежество виноделов. «Франция сходит с ума по игристым винам, - писал аббат Годино, - поэтому многие виноделы, не ведая секрет его приготовления, используют все возможные средства, пытаясь сделать свои вина шипучими. Некоторые даже добавляют в вино голубиный помет».



После того как рецепт шампанского был обнародован, его производство во Франции стало массовым. Для поддержания качества шипучего вина были приняты специальные указы, подробно описывавшие «государственный стандарт» его изготовления. За его соблюдением следили королевские инспекторы.

Шампанское быстро стало популярным в Европе. Известна дата, когда оно впервые появилось в России. В 1780 году винодел Филипп Клико отправил в Москву небольшую партию своего вина - на пробу. Однако вскоре во Франции произошла революция, потом начались бесконечные Наполеоновские войны, втом числе и с Россией, -так что вопросы торговли отошли на второй план и постоянные поставки шампанского в Россию удалось наладить только к 1814году. Особенно активно занялся торговыми связями с Москвой и Петербургом все тот же дом «Клико», переименованный к тому времени во «Вдову Ютико». Дело в том, что знаменитый винный дом, производивший по 100 тысяч бутылок шампанского в год, возглавила молодая вдова его владельца - Барб-Николь Клико-Понсардэн. «Вдове Клико» предрекали скорую гибель. Но Барб-Николь оказалась весьма предприимчивой дамой, обладавшей богатыми знаниями в области виноделия и чутьем в деловых вопросах. Именно она помогла шампанскому стать понастоящему культовым напитком. А решение начать торговлю с Россией было одним из самых удачных в ее карьере. В разоренной войнами Франции шампанское покупали плохо, зато в богатой России его приняли с восторгом и оно мгновенно стало едва ли не национальным напитком. Объемы продаж поражали воображение. В 1825 году, к примеру, «Вдова Клико» продала в России 252 452 бутылки шампанского. Это составляло почти 90% всего производства фирмы. Проспер Мериме писал: «Вдова Клико напоила Россию. Ее вино называют здесь "кликовское" и не пьют ничего другого».

В 1814 году, собрав 20 000 бутылок из убереженных от грабежа подвалов, Дом Клико направляет их в Россию. Эта партия вина с большим трудом доходит до границ Российской Империи, и надолго задерживается в Кенигсберге. Однако вскоре границы России были открыты, и мадам Клико направляет вторую партию бутылок, которая приносит ее фирме 73 000 русских рублей - колоссальные по тем временам деньги. Все затраты были окуплены
, стабильность восстановлена, созданы условия для расширения фирмы.

В 1831 году к управлению фирмой приобщается молодой винодел - Эдуард Берне, который вместе со своими наследниками значительно упрочил славу фирмы. А в 1866 году он становится хозяином предприятия после смерти мадам Клико в возрасте 88 лет, продолжая дело г-жи Клико в лучших традициях Дома Клико - эталона французского качества и элегантности.
 (699x487, 222Kb)

Шампанское дюжинами бутылок пили на вечеринках гусары, его подавали на придворных светских раутах, им отмечали миллионные сделки купцы. Знаменитый композитор Иоганн Штраус специально для летних концертов в дачных местах под Петербургом написал польку «Шампанское», а русские поэты посвятили игристому вину не одну сотню строчек. Александр Сергеевич Пушкин, к примеру, писал о шампанском в «Евгении Онегине»:

«Оно сверкает Ипокреной;
Оно своей игрой и пеной
(Подобием того-сего)
Меня пленяло: за него
Последний бедный лепт, бывало.
Давал я. Помните ль, друзья?
Его волшебная струя
Рождала глупостей не мало,
А сколько шуток и стихов.
И споров и веселых снов!»

 (700x525, 170Kb)
Слова о «последнем лепте» были сказаны не для красоты - шампанское в России начала XIX века стоило дорого, 12 рублей за бутылку «Вдовы Клико». Для сравнения, корова стоила два рубля, обед в ресторане - три, а годовая подписка на издаваемый Пушкиным журнал «Современник» - чуть дороже двух бутылок «Клико», 25 рублей. Впрочем, можно было сэкономить рубль-полтора, купив вино какой-нибудь другой, менее популярной марки. Однако истинные ценители не разменивались на такие мелочи. Они были готовы на все, лишь бы поднять бокал с самым прекрасным напитком на свете:

«Услада чувства, бед забвенье,
Отважных помыслов творец,
О нектар жизни, вдохновенье,
Клико, веселие сердец!»

ш10 (579x699, 165 Kb)
 (699x507, 92Kb)
 (555x699, 145Kb)
 (579x699, 144Kb)
 (450x675, 67Kb)
 (565x423, 98Kb)
 (699x480, 112Kb)
 (700x497, 144Kb)
 (647x699, 122Kb)
 (699x520, 120Kb)
 (440x638, 197Kb)
 (699x602, 121Kb)
 (494x700, 149Kb)
 (595x478, 76Kb)
 (503x699, 66Kb)

Коментарии:

Кто на сайте

Сейчас 7 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Retro.cc 2010 — 2016. All rights reserved.