---

Ретро

---

Швейцарская бунтарка: Аннамари Шварценбах (1908 - 1942)

annemarie-schwarzenbach (519x700, 102Kb)

Возможно, вы видели такое красивое европейское кино "Путешествие в Кафиристан" (Die Reise nach Kafiristan (2001)? В 1939 году две женщины арийской внешности сели в маленький «форд» и отбыли в неблизкое путешествие. Переправившись через Балканы, они пересекли Турцию и Персию, целенаправленно двигаясь к неизведанной земле Кафиристана. Этими женщинами были эксцентричная аристократка-журналист Аннемари Шварценбах и ее подруга, Элла Майлларт, активная  швейцарская путешественница и спортсменка, вошедшая в историю как этнолог, писатель и фотограф.

 

Этот союз для каждой из них носил свой особый дополнительный смысл. Если бы не Аннемари, эта поездка в Кафиристан могла бы стать лишь одним из сотни маршрутов Эллы Майлларт (пусть и облегченным тем, что она пользовалась привилегиями жены посла). Для Аннемари же это путешествие было попыткой избавиться от морфинизма, сбежать от надвигающейся войны, от конфронтации со своей аристократической семьей, от депрессий - и, в конце концов, сбежать, чтобы писать... "чтобы забыть".
Аннемари Шварценбах родилась в Цюрихе 23 мая 1908 года, в одной из самых богатых и аристокритических семей Швейцарии. Ее отец был могущественным бизнесменом и занимался импортом шелка, а мать, Рене, была дочерью швейцарского генерала Виля Бисмарк, то есть правнучкой графа Фридриха-Вильгельма Бисмарка, известного писателя и дипломата. Аннемари училась в Цюрихе и в Париже и получила докторскую степень по истории в университете Цюриха в возрасте 23 лет. Она начала работать журналисткой еще будучи студенткой, и сразу же после окончания учебы опубликовала свой первый роман "FreundeumBernhard" (Друзья Бернарда).
В детстве Аннемари была типичным сорванцом, как в манере поведения, так и в одежде - и это находило понимание в семье Шварценбахов. Мать поддерживала дочь, и, возможно, даже способствовала раннему осознаванию своих предпочтений у Аннемари - долгое время Рене Шварценбах находилась в романтической связи с оперной певицей Эмми Крюгер.  Впрочем, отношения Аннемари с семьей - и особенно с матерью - всегда будут для нее крайне болезненными и напряженными: мать Рене слишком деспотична, и до самой смерти Аннемари не оставляет попыток подчинить ее своим правилам.
В 1930 году, Аннемари, околдованная шармом и самоуверенностью в дочери Томаса Манна Эрики, влюбляется в нее. Начавшиеся отношения, к разочарованию Аннемари, длятся недолго - Эрика увлекается другой женщиной, актрисой Терезой Гизе. Отказ Эрики Аннемари принимает очень болезненно. В сущности, отношения с Эрикой станут ключевым моментом в жизни Аннемари, а пока они остаются друзьями. Аннемари сильно сближается с братом Эрики Клаусом, и семья Маннов становится для нее второй семьей.
С Клаусом и Эрикой они много путешествуют, пробуют наркотики и ведут чрезмерно насыщенную богемную жизнь в беспокойном артистическом городе, каким являлся Берлин в период заката Веймарской республики. Аннемари живет в Шарлоттенбурге, увлекается быстрой ездой и живет бурной ночной жизнью. Из воспоминаний ее подруги: "Аннемари любила рискованную жизнь. Слишком много пила. Никогда не ложилась до наступления рассвета. Ее андрогинная красота очаровывала как женщин, так мужчин".
Американская писательница Карсон Маккуллер, с которой она знакомится в 1940 в Нью-Йорке и которая посвящает Аннемари свой роман "Размышления в Золотом Глазу", говорит: "У нее было лицо, которое, я знала, будет преследовать меня до конца моих дней…". Берлинский же фотограф Мариан Бреслауер признается в своих дневниках, что считала Аннемари самым прекрасным живым существом, которое она когда-либо встречала. "Она не была женщиной, не была мужчиной", пишет Мариан, "она была ангелом, высшим ангелом".
Богемный образ жизни Аннемари закончился с приходом к власти нацистов, и бурная ночная жизнь Берлина прекратилась. В 1933 в одночасье минует самая значительная эпоха Берлинской культуры; берлинская богема разлетается. Хотя гонения на евреев не затронули ее непосредственно, Шварценбах немедленно становится на сторону своих  преследуемых друзей. В это время начинается жесткая конфронтация  Аннемари со своей семьей: мать Аннемари восхищается Гитлером, и вся семья убеждает Аннемари отказаться от дружбы с Маннами и стать на сторону Нацистской Германии. Ближайший круг ее друзей включал и евреев, и политических беженцев - но отказываться от своих друзей Аннемари не стала. Вместо этого она активно и бескомпромиссно помогает Маннам финансировать антифашисткие литературные обозрения. В это же время семья Шварценбахов обнаруживает, что Аннемари пристрастилась к морфию. Они ставят ее перед выбором: либо семья, либо ее образ жизни. Чрезмерный стресс того времени приводит Аннемари к попытке суицида, ставшей причиной страшного  скандала в семье и в  консервативном кругу из друзей в Швейцарии.
Аннемари становится фанатичной путешественницей. После  многочисленных  поездок  по  Европе  с  Маннами она по заданию Агентства Академий в 1933 году отправляется в Испанию вместе с фотографом Марианной Бреслауер. По возвращении в Швейцарию Марианна уже не может печататься под своей фамилией (она была еврейкой) и Аннемари,  чтобы  помочь своей подруге  получить  заработанные  деньги, сдает ее фоторепортажи под псевдонимом.
Несколько раз Аннемари посещает Персию и Соединенные Штаты, неоднократно объезжает всю Европу. Менее, чем через 10 лет Аннемари Шварценбах опубликует почти 300 репортажей с 4 континентов.  
В 1935 году Аннемари выходит замуж за французского дипломата Клода Кларака. Они знают друг друга лишь несколько недель, и вступают в  брак по договоренности, ведь как и Аннемари, Клод Кларак был гомосексуален.
В 1937 и 1938 ее фотографии из Австрии и Чехословакии запечатлевают  приход фашизма в Европу. Вскоре  Аннемари впервые едет в Америку, сопровождая свою американскую подругу, фотографа Барбару Гамильтон-Райт. Они побывали в шахтерских городках в индустриальных регионах на юге страны и вокруг Питсбурга. Ее фотографии этого периода рассказывают о тяжелой доле и нищете жителей тех мест.
В июне 1939 в попытке побороть свою наркотическую зависимость и избежать сгущающихся туч насилия в Европе, Аннемари отправляется в Афганистан с этнологом Эллой Майлларт. Двумя  годами  ранее Майлларт уже проезжала на грузовиках автостопом от Стамбула до Индии и о том путешествии у нее остались приятные воспоминания. Свой путь с Аннемари они начали с Женевы,  проехали через Стамбул, Трабсон и Тегеран и в Афганистане выбрали Северный маршрут от Герата до Кабула. Начало Второй Мировой войны застало их в Кабуле, где они расстались. Отчаявшись отвлечь свою подругу от наркотиков, Элла Майлларт продолжает свой путь без Аннемари. Вторично они встретились в 1940, когда Аннемари садилась на судно, идущее в Европу. Это путешествие Майлларт описала в книге "Жестокий Путь", которую она посвятила "Кристине" (так в своей книге она назвала Аннемари по просьбе ее матери, Рене). Эта история легла в основу фильма "Путешествие в Кафиристан" в 2001 году.

После путешествия в Афганистан Аннемари уехала в Америку, где опять встретилась с Маннами. С ними она работала в комитете помощи беженцам из Европы. В отеле, где она жила, она познакомилась с энергичной двадцатитрехлетней писательницей Карсон Маккуллер, которая влюбилась в Аннемари. Страсть Карсон осталась безответной, хоть женщины и стали друзьями, и через какое-то время завязали длительную и нежную переписку. Свой роман "Размышления в Золотом Глазу" Карсон посвятила Аннемари, у которой в то время были сложные отношения с женой могущественного бизнесмена - Баронессой Марго фон Опель. То, что Аннемари все еще боролась со своими чувствами к Эрике Манн, вызвало новый приступ депрессии, после которого она была госпитализирована.
Снова и снова Аннемари Шварценбах возвращается в Швейцарию, в дорогих частных клиниках которой она пытается избавиться от зависимости к наркотикам. А потом - опять путешествия. С Клаусом они уезжают на машине в Россию и на Балканы. В Москве Аннемари находит уникальные слайды и дневники Лоренса Саладина, шведского альпиниста, погибшего на Русско-Китайской границе, и перевозит их в Швейцарию. Там она снимает дом в Силсе в Оберенгадине, который становится приютом для нее и ее друзей. В этом доме она написала "Tod in Persien" (Смерть в Персии), опубликованную только в 1998 году. Здесь она также написала "Lorenz Saladin: Ein Leben f?r die Berge", ставшую впоследствии ее самой знаменитой книгой.
После утомительного года в Африке в 1942 Аннемари Шварценбах возвращается в Силс опять и проводит лето вместе с Терезой Гизе, много пишет.
7 сентября 1942 года в Энгадине Аннемари упала с велосипеда и получила серьезную травму. В больнице ей ставят неверный диагноз, и вследствие долгого неправильного лечения электрошоком она мучительно умирает 15 ноября.
В последние месяцы болезни ее деспотичная мать не пускала к постели больной ни Клода Кларака, ни ее близких друзей. После смерти дочери мать уничтожает все дневники и всю направленную ей корреспонденцию. Помимо этого она запрещает Элле Майлларт использовать имя Аннемари в своих воспоминаниях. Каким-то образом все же большая часть литературного наследия и фотографий переходит в целостности и сохранности во владение подруги, которая дарит все это в 1980 Швейцарскому Литературному Архиву в Берне, после чего имя Аннемари Шварценбах выходит из забвения.

Несколько швейцарских публицистов обнаруживают ее архив и занимаются изданием ее произведений. Появляются фильмы и книги, ее имя становится известным за пределами немецкоязычных стран (впрочем, на русский ее работы пока не переведены). 
"Тихие Цюрихские дни детства, дикие Берлинские ночи – и на кабриолете в Кабул". Эта жизнь была полна страсти, отчаяния и депрессий. Аннeмари Шварценбах никогда не скрывала ни своей андрогинности, ни своей ориентации, ни своих антифашистских настроений. Эта смелая женщина оставила после себя огромное документальное наследие - около 7000 фотографий с разных точек планеты, множество репортажей и статей, несколько книг. В 2008 году Швейцария отметила столетие со дня рождения легендарного швейцарского писателя, журналиста и фотографа Аннемари Шварценбах.

 Аннемари Шварценбах4 (524x700, 106Kb)

Annemarie Schwarzenbach (515x700, 78Kb)

Annemarie Schwarzenbach1 (518x700, 72Kb)

Аннемари Шварценбах7 (700x443, 68Kb)

Аннемари Шварценбах1 (700x553, 148Kb)

Аннемари Шварценбах2 (700x697, 134Kb)

400 (507x700, 76Kb)

ps (667x700, 119Kb)

Аннемари Шварценбах3 (700x498, 111Kb)

339 (469x700, 63Kb)

79072584_339 (650x498, 83Kb)

Коментарии:

Кто на сайте

Сейчас 7 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Retro.cc 2010 — 2016. All rights reserved.